«ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У
РЕБЕНКА»
Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в
области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от
недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Предлагаем
комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия.
Диагностика плоскостопия.
Заключение о состоянии опорного свода стопы ребенка
делается врачом- педиатром на основании положения двух линий,
проведенных на отпечатке (рисунке стопы).
Первая линия соединяет середину пятки со вторым
межпальцевым промежутком, вторая - с основанием большого пальца.
Если обе линии расположены внутри контура - стопа плоская, если контур
находится между линиями - уплощенная, если линии проходят за
контуром - нормальная.
В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с
уплощенной стопой. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте стопа еще
не сформирована, при плоскостопии существует опасность отрицательной
динамики.
Во время осмотра ребенка следует обращать внимание на
положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, в
случае продольного плоскостопия образуют угол, открытый к внешней
стороне (вальгусная установка стопы). Это легко определить по детской
обуви: при вальгусном положении (низко опущен внутренний край) -
стаптывается внутренняя часть подошвы, при варусном (уплощен
наружный край) - сильнее деформируется наружная сторона подошвы.
В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние
стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо
регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.Упражнения, предупреждающие
развитие плоскостопия
Ребенок должен заниматься в спортивной форме босиком.
Массаж стоп
1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут взрослый
(родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пяточной
области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание
выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых
пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в
ногах после напряженной мышечной работы.
2. Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой
охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным
пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки,
взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на
наружной поверхности стопы).
"Сборщик". Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает
пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик,
карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует повторить правой
ногой.
"Художник". Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок
рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через
30-50 сек. упражнение следует повторить правой ногой.
"Гусеница". Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает
пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая
пятки вперед, имитируя движение гусеницы.
Упражнения с гантелями. Ребенок берет в каждую руку гантель (до 1
кг, в зависимости от возраста и физического здоровья ребенка), ставит ноги
вместе, руки вниз. На счет 1 - приседает, вытягивает руки вперед. На 2 - встает,
опускает руки. И так далее.
Исходное положение то же. На счет 1 - выпад правой ногой вперед, руки
в стороны. На счет 2 - исходное положение. На 3-4 - то же с левой ноги.
Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.
Ходьба. В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на
внутренней и наружной сторонах стопы.
Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной
скоростью.Укрепление мускулатуры ног и свода стопы
Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная
ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют
чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также
необходимо с детства. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей,
которые помогут достичь хороших результатов.
Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню
на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попере-
менно.
Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает
перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы,
хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы
и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет
под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой
ногой, а потом обеими ногами одновременно.
Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним
взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет
шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой
ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после
чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять -
левой.
Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети
садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на
руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч
руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым
(родителем).
Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая нарисована на
полу мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.),
удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню
ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с
линией, иначе можно "упасть вниз".
Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия
способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол,
гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37
°С) в течение 1-1,5 мин.
Регулярное выполнение этих упражнений поможет вашему ребенку всегда
оставаться здоровым, активным, подвижным!!
|